Аналитика и публикации
Россиянам усложнят владение иностранной валютой
(lenta.ru 12:21, 11 октября 2019)
Председатель Центробанка России Эльвира Набиуллина рассказала о возможности введения отрицательных ставок по вкладам в евро в российских банках для физических лиц. Ранее такую меру допускали только в отношении компаний, пишет принадлежащая семье Демьяна Кудрявцева газета «Ведомости». По словам Набиуллиной, физлицам надо дать право сохранить вклады в евро, пусть и с помощью отрицательных ставок. Глава ЦБ подчеркнула, что это важно для граждан и бизнеса, но призвала не делать поспешных выводов.
В начале октября первый зампред Центробанка России Сергей Швецов подтвердил, что введение отрицательных ставок по вкладам в евро возможно, но подчеркнул, что речь идет только о юридических лицах. Чтобы перейти на отрицательные ставки, необходимо внести изменения в Гражданском кодексе, который сейчас обязывает банк возвращать вклад с процентом.
Впервые об отрицательных ставках по вкладам в российских банках заговорили в конце сентября. Тогда в ЦБ рассказали, что с такой инициативой выступили сами кредитные организации, объяснившие, что несут убытки. Привлеченные в евро средства нельзя вложить в России, а в зарубежных банках уже действуют отрицательные ставки по вкладам. Более того, 12 сентября Европейский центробанк вновь снизил ставку по депозитам до минус 0,5 процента. Из-за этого российские банки стали отказываться от вкладов в евро. В июле этого года так поступил банк «Авангард». А 8 октября стало известно, что открыть вклады в евро больше невозможно в ВТБ. Если его примеру последуют остальные российские банки, то гражданам останется хранить евро только в зарубежных банках или наличными.
Особенности рисков на современном этапе
(выдержки из статьи В.Н. Данилова в аналитическом бюллетене Балтийской финансовой группы от 13.05.2019)
Мы не останавливаемся на анализе и минимизации стандартного набора рисков. Сегодня возникают новые угрозы, а негативное влияние отдельных групп рисков усиливается.
Потери предприятий в отдельных случаях оцениваются в значительные суммы. Один пример. В последнее время сложилась сложная финансовая ситуация с исполнением региональных бюджетов. В частности возникла их высокая зависимость от дотаций и кредитов из федерального бюджета. Поиск регионами дополнительных доходов часто приводит к возникновению новых корпоративных рисков. В частности они связываются с отсутствием учета предприятиями - крупными подрядчиками положений п.2 ст.11 Налогового кодекса РФ. Этими положениями предусмотрено однозначное определение понятия обособленных подразделений организации, вытекающее из факта создания стационарных рабочих мест. Исходя из этого и норм пп.2 п.1 ст.23 и п.1 ст. 83 НК РФ вытекает, что налогоплательщики, создавшие стационарные рабочие места, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту их нахождения. В соответствии с п.2 ст. 116 НК РФ ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе ведет к взысканию с виновного штрафа в размере 10 % от дохода, полученного за время такой деятельности. В соответствии с пп.2 п.2 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ 50% этой суммы зачисляются в бюджеты муниципальных районов, городских округов. Большой размер этих штрафов предполагает существенную заинтересованность региональных и местных бюджетов в их получении. Кроме того, есть вероятность обвинений в неиспользования такой возможности органами власти со стороны оппозиции. Серьезность последствий может привести к финансовым сбоям в работе предприятия, что может быть на руку конкурентам предприятия. Подобные нарушения характерны примерно для 2 из 5 рассмотренных нами крупных предприятий в строительной (или дорожно-строительной) отрасли. Принятие мер по устранению подобных рисков могут дать значимый эффект при нашем сотрудничестве.
Виной повышения негативного воздействия рисков, как правило, являются внешние факторы: совершенствование надзорных технологий, ужесточение конкуренции и меняющиеся обычаи ведения бизнеса. Имеют значение малейшие проявления нестабильности, как в экономической ситуации, так и политике. В отдельных регионах и отраслях происходит постепенная ротация управленческих структур и смена государственных приоритетов, что приводит к пересмотру предпочтений на рынках госзаказа.
Обычную рыночную конкуренцию сегодня часто заменяет противостояние крупных бизнес - холдингов, государственных структур и госкорпораций. В него также вовлекаются небольшие субподрядные организации. Особое значение начинает иметь личностная конкуренция, прежде всего среди топ - менеджмента. Создание для той или иной организации условий для активации существующих рисков противодействующими структурами стало реальным инструментом для достижения ими победы в конкурентной борьбе. Об этом свидетельствует повышение спроса на корпоративную аналитику и поиск уязвимостей.
Деятельность надзорных и правоохранительных органов стала более технологична. Соответственно уровень контроля начинает носить глобальный характер и при этом не требует непосредственного вмешательства представителей органов в дела предприятия, а также проведения системных выездных проверок. Процесс сбора, накопления и автоматизированной обработки информации практически незаметен для бизнеса. Однако на определенном этапе он активизируется (в том числе с подачи третьих сил), а затем перерастает в открытый конфликт с правоохранительными и контролирующими структурами. Итог – наступление крайне нежелательных последствий. Например, огромный объем информации, касающейся участия предприятий в «обналичке», был получен в ходе расчистки банковского сектора и проведения правоохранительными органами известных операции. По нашему мнению реально было использовано лишь 10-12% ее объема. Тем не менее, оставшиеся материалы время от времени возникают при проведении оперативно-розыскных и проверочных мероприятий, естественно, с существенными потерями для бизнеса.
Особой темой является повышение уровня контроля предприятий, работающих с госзаказом, становится одним из важных инструментов конкурентной борьбы. Появляющиеся здесь неожиданности тоже вполне вероятны. Уповать только на хорошие отношения с заказчиком и отдельными контролирующими структурами здесь уже недостаточно. Риски должны учитываться по максимуму, а иначе потери могут оказаться вполне реальными..
Предложения по расширению инструментария оперативного привлечения заимствований физическими лицами
(из записки, подготовленной 08.04.2019 для комитета по финансовому рынку Госдумы РФ)
Физические лица достаточно часто испытывают потребность в оперативном получении финансирования для реализации собственных планов и проектов. Среди этого имеет место получение средств на приобретение жилья, автотранспорта, на оплату бытовых расходов и прочее цели. Физические лица, являющиеся предпринимателями и владельцами крестьянских хозяйств, как правило, нуждаются в получение средств на пополнение недостатка собственных оборотных средств и на цели развития бизнеса. Для того чтобы решить проблему наиболее простым вариантом сегодня является получение банковского кредита. Однако здесь существуют свои сложности, например:
- заемщик не в полной мере удовлетворяет требованиям действующих программ банковского кредитования;
- высокая, по мнению заемщика, стоимость обслуживания и различные обременения займа (страхование и пр.);
- длительные сроки кредитования, тогда как реальная потребность в нем ограничена непродолжительным периодом;
- отсутствие учета индивидуальных объективных обстоятельств при принятии решения о предоставлении банковского кредита (в частности, встречных финансовых обязательств третьих лиц);
- требования о предоставлении банковского залога.
Безусловно, что сегодня в Российской Федерации существуют меры государственной поддержки населения и предпринимателей при получении банковских кредитов. Они в значительной степени могут устранить вышеупомянутые осложнения (поручительства, компенсация процентных ставок, льготная ипотека и др.). Тем не менее, получение государственной поддержки связано с выполнением заемщиком ряда условий и требует определенного времени, а также выполнения ими регламентных процедур.
Необходимость быстрейшего получения заимствований иногда приводит к обращению физического лица в ломбарды микрофинансовые организации. Однако это предполагает значительные процентные издержки и вероятность иных потерь (например, потеря залогов по заниженным ценам). Кредитная кооперация развита слабо, так как не имеет нормальной базы для привлечения средств, которые впоследствии могут быть использованы для предоставления займов. Имеют место случаи обращения физических лиц и предпринимателей к нелегальным «ростовщикам».
Сегодня в Российской Федерации для оперативного привлечения финансирования физическими лицами почти не используются финансовые инструменты. Под финансовыми инструментами здесь подразумеваются документы, продажа, закрытие или передача которых обеспечивает получение денежных средств. Для России среди них характерно наличие ценных бумаг (акций, облигаций и пр.), но которые есть только у незначительной части населения. Гораздо шире распространены банковские депозиты. Разумеется с их продажей или закрытием физическими лицами может быть получено финансирование на реализацию того либо иного проекта. Однако все эти финансовые инструменты не связаны с получением физическими лицами финансирования через продажу долговых обязательств.
В то же время в ряде ситуаций требуется упростить доступ физических лиц к оперативному получению займов. Иногда необходимо учесть индивидуальные потребности заемщика (например, по срокам заимствований) и отдельные характеристики, определяющие его кредитоспособность. В этой связи недостаточно используемым документом представляется вексель. Векселем называется ценная бумага, которая содержит безусловное долговое обязательство векселедателя выплатить векселедержателю (кредитору) в указанное время денежные средства в размере, обозначенном в векселе.
В России, как и в мировой практике, имеется многолетний опыт использования векселей. Существует, в целом неплохо проработанная нормативная база. Федеральный закон «О переводном и простом векселе» от 11.03.1997 № 48-ФЗ определяет, что на территории Российской Федерации в настоящее время применяется Постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР «О введении в действие Положения о переводном и простом векселе» от 07.08.1937 №104/1341. Это связано с международными обязательствами Российской Федерации, вытекающими из ее участия в Конвенции от 07.06.1930, устанавливающей Единообразный закон о переводном и простом векселях. Немаловажно, что это подтверждает не только нахождение Российской Федерации в международном правовом поле, но и учет накопленного мирового опыта и лучшей практики.
Тем не мене, в большинстве развитых стран вексельное обращение утрачивает актуальность по причине значительных объемов кредитных и финансовых ресурсов и низких процентных ставок. Однако для Российской Федерации потенциал этого финансового инструмента представляются не до конца использованным.
- способствует возможность получения через вексель быстрого доступа к финансированию, а также учет индивидуальных характеристик каждого векселедателя, которые определяют реальную ценность выданного им векселя. Интерес вызывает возможность самостоятельно определить сроки погашения векселя, так как векселедатель может быть не заинтересован в длительных заимствованиях (в отличие от кредитующих организаций). Развитие вексельного обращения сдерживает негативное восприятие векселей. В 90-х годах они получили статус наиболее распространенного финансового суррогата. Негативные оценки со стороны бизнеса и населения объясняются высокими дисконтами и потерями в тот период при досрочном погашении векселей. Тем не менее, в условиях глобального финансового кризиса при всех финансовых потерях векселя были одними из главных инструментов для развязки долгов.
Однако, сегодня существует ряд моментов препятствующих использованию векселей физических лиц, в том числе в расчетах. Рыночная стоимость векселя не ясна и контрагенты физических лиц естественно предпочитают денежную форму расчетов, в крайнем случае, они идут на предоставление отсрочек и рассрочек при платеже за предоставляемые товары и услуги. Однако при этом забывается, что вексель в Российской Федерации может рассматриваться как единственный вид ценных бумаг, которые могут быть выпущены физическими лицами. Особенно это важно для предпринимателей и владельцев крестьянских (фермерских) хозяйств.
Для этого необходимо обеспечить следующее:
- наличие операторов для работы с векселями физических лиц;
- простота технологии выпуска физическими лицами, размещения на рынке и погашения векселей;
- наличие операционных площадок для операций с векселями;
- четкое представление о налогообложении операций физических лиц с векселями не допускающее расширенных толкований.
Операторами для работы с векселями физических лиц могут рассматриваться коммерческие банки. При этом нужно учесть, что реально ими могут быть крупнейшие финансовые учреждения, имеющие наиболее разветвленные и доступные сети офисов по всей территории России (Сбербанк России, ВТБ, Россельхозбанк и иные). Для организации работы с векселями в их штате достаточно выделить специалистов, имеющих соответствующую подготовку. Эти банки вполне могут организовать внебиржевой оборот векселей. Они имеют доступ к кредитным историям физических лиц. Используя их с согласия граждан, банк может давать характеристики их кредитоспособности.
Кроме того, при определенных условиях он может подтверждать своим авторитетом ряд эмитентов векселей, что может существенно повлиять на рыночную стоимость того или иного векселя.
Процесс работы с векселями представляется следующим.
Физическое лицо предъявляет в банковскую организацию собственный вексель, или оформляет его непосредственно в этой организации с помощью консультанта (сотрудника банка). При этом вексель должен соответствовать всем требованиям действующего законодательства. Представляется более удобной бездокументарная форма оформления векселя. Однако в соответствии со статьей 4 Федеральный закон от 11.03.1997 № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе» переводной и простой вексель должен быть составлен только на бумаге (бумажном носителе). Тем не менее, острая необходимость вносить изменения в указанные законодательные нормы сегодня отсутствует.
Далее. Банк размещает выпущенный вексель в торговых системах, в том числе действующих в онлайн режиме. В частности можно использовать уже имеющееся программное обеспечение. Например, программный комплекс QUIK. Он не только обеспечивает доступ к биржевым торгам, но и внебиржевой оборот ценных бумаг. Кроме того, банки и имеющиеся у них и пользователей программные средства могут обеспечить совершение сделок с векселями физических лиц через интернет, а также по договорам брокерского (дилерского) обслуживания. Конечными покупателями векселей могут быть сами банки, финансовые структуры и иные инвесторы.
По размещению векселя денежные средства за минусом комиссионного вознаграждения банку поступают физическому лицу. Они используются по его усмотрению. В рамках договора с банком физическое лицо по наступлению сроков, определенных при выпуске векселя, он оплачивается векселедателем, а сумма платежа вносится на специальный счет банка. При предъявлении векселя его владельцем к оплате банк осуществляет его погашение.
Кредитные кооперативы особенно на селе могут обеспечить выпуски векселей физических лиц с последующим их размещением в крупных кредитных организациях, а в последующем организовать их погашение.
Важным моментом является полное урегулирование вопросов налогообложения векселей. Сегодня не исключены ситуации, когда налоговые органы пытаются обложить налогом доходы, полученные эмитентом при реализации собственного векселя. Здесь имеет значение недопонимание статуса получения займа при продаже собственного векселя.
Здесь необходимо учитывать возможность выпуска процентных векселей. В отношении процентов выплачиваемых по векселю возникают вопросы, связанные с признанием их в качестве расходов векселедателя. Также существуют проблемы с признанием расходами векселедателя дисконтов при первичном размещении собственных векселей.
Для дальнейшего рассмотрения вопроса о расширении инструментария оперативного привлечения заимствований физическими лицами за счет векселей нужно получить всесторонние оценки ситуации и настоящих предложений со стороны специалистов, экспертного сообщества, малого бизнеса, населения. Требуется определить степень заинтересованности финансового сектора в вопросе. После чего необходима организация обсуждения вопроса на одном из заседаний профильной комиссии в Государственной думе Российской Федерации, а также детальная проработка поправок в действующие законодательство.
Валютная альтернатива
(статья в аналитическом бюллетене Балтийской финансовой группы от 17.12.2018)
Сегодня, как никогда, крайне неустойчивы курс рубля к иностранным валютам и их соотношения между собой. Геополитическая напряженность, громкие заявления лидеров крупнейших государств, постоянные ожидания нового мирового финансового кризиса требуют принятия мер по защите собственных накоплений и созданию резервов, на поддержание, а в худшем случае, восстановлении бизнеса. Привычный в условиях наших кризисов, доллар уже не панацея. Это же самое можно отнести и к евро, и к британскому фунту. Падение ценных бумаг в условиях высокой волатильности финансовых рынков очевидно. Поэтому нужно признать, что решение «раскладывать яйца в разные корзины» оправдано. Все свои ликвидные активы необходимо дифференцировать: валюту, бумаги, золото...
В Российской Федерации, кроме того, существуют опасения в отмене возможности свободного приобретения физическими лицами иностранной валюты. Причем не только доллара США, но и других валют. К сожалению, это вполне допустимо. В перспективе может возникнуть проблема приобретения у нас наличной иностранной валюты, как для целей инвестиций, кассового обслуживания бизнеса, так и для удовлетворения личных потребностей. Многие представители бизнес - сообщества находятся в поиске возможных альтернатив, которые, при необходимости могут компенсировать дефицит наличной иностранной валюты. Также многим охота подстраховаться от возможных перепадов стоимости валюты.
Поэтому формирование собственного, взвешенного золото - валютного запаса оправдано мировой практикой. Часть доллара, часть евро, часть золота. О бриллиантах, художественных ценностях, антиквариате я забываю. Это сложно. Золото, как правило, в регионах часто не понято. На деле сейчас все достаточно просто. В крупных городах, в Москве и Санкт-Петербурге, за последнее десятилетие сложился вполне устойчивый рынок продажи золота. Имеется в виду, прежде всего, монетное. Обращение слитков запрещено, а электронные продажи банковского золота это условность. Говоря про наличное золото, достаточно упомянуть про несколько компаний. «Держава» (Германа Стерлигова) - http://www.artc-derzhava.ru в Москве, отпочковавшийся от нее «Тройский стандарт» - http://www.troystandart.ru в Санкт-Петербурге. Они могут предложить товарные партии монетного золота. Однако, при желании, можно найти оптимальные цены в российской торговле монетным драгметаллом.
При формировании своего золотого фонда следует понимать, не все золото, что блестит. Российские золотые «Георгии Победоносцы», олимпийские сторублевки и даже брежневские «Сеятели» на деле сулят большие проблемы, так как в ряде случаев за границей воспринимаются как золотой лом. Точно также как золотые или платиновые монеты памятной чеканки. Вряд ли они будут востребованы у западного покупателя по желаемой цене. Поэтому крайне важно определиться - во что можно вкладываться.
В этой связи можно обратить внимание на информацию, публикуемую иностранными компаниями, специализирующимися на торговле драгоценными металлами. Среди них компания Tavid.
Финансовая компания Tavid, входящая в состав концерна Tavex Group была основана в 1991 году. Ее основной деятельностью является торговля драгоценными металлами, а также услуги обмена валюты и предоставление платежных услуг.
Ознакомившись с ассортиментом и ценами продаж и выкупа монет и драгметаллов на русскоязычном сайте этой компании (https://tavid.ee/ru) можно самостоятельно выбрать наиболее приемлемый вариант формирования своего личного фонда драгметаллов. Учитывая, что время на проведении финансовой операции в компании с выездом из Санкт-Петербурга в Таллинн и обратно занимает не более суток, то это реальная возможность подстраховаться от любых рисков, связанных с ограничениями в продаже валюты в России частным лицам.